История рекламы сигарет
Назад на страничку Заполнить анкету Гостевая книга Главная страница.
Реклама сигарет появилась одновременно с их производством. Массовое распространение сигарет связано с изобретением Джеймсом Бонсаком машины для их изготовления, которая была запущена в эксплуатацию в 1884 году. “Уже с самого начала для рекламы сигарет использовались изысканные трюки: ведь в христианских странах эта привычка наталкивалась на значительное сопротивление. Табачные компании с рекламной целью устраивали фестивали, полеты на воздушных шарах, прыжки с парашютом. Например, для рекламы сигарет «Красный крест» в Канаде в 1903 году был устроен канатный переход через водопад Монморанси в Квебеке. Одежда канатоходца изображала пачку сигарет – красный крест на белом фоне. Часто в сигаретные пачки вкладывали специальные карточки с изображениями политиков, солдат, животных, которые с удовольствием коллекционировали. <…> В 1929 году производители сигарет «Букингем» стали спонсорами радио-оркестра Букингем Бастер. В одном из рекламных объявлений было написано: «Каждый член нашего оркестра курит «Букингем», так как от этих сигарет не болит горло. Наши солисты советуют всем певцам, которые хотят защитить свое горло, курить только сигареты «Букингем», не раздражающие горло». В сороковых годах в журналах США печатался такой рекламный плакат: улыбающийся старомодный семейный врач из тех, кто приезжал на вызов к пациентам домой и пробивался через заносы, чтобы принять роды, протягивал пачку «Лаки» с таким лицом, будто это не сигареты, а спасительная упаковка эритромицина. «20 679* врачей утверждают: от «Лаки» не так першит в горле», - сообщала надпись. Звездочка означала, что этих врачей пересчитала самая настоящая фирма, специализирующаяся на статистике. В годы Второй мировой войны реклама сигарет изображала преимущественно улыбающихся симпатичных девушек. Такие картинки солдаты приклеивали на крышки своих чемоданов. Марки сигарет «Сладенький капрал» использовали для своей рекламы образ привлекательной блондинки в гусарской форме. Появлялись рекламные плакаты с названием «Твой друг на войне?», где рекомендовалось прислать сигареты другу в посылке как самый приятный подарок. К Рождеству продавались целые наборчики табачных изделий в качестве подарка мужчинам”. (Довбах А. Страна табачных образов / http://www.btl.ru/a/press.php?id=194).
С 1947 года в Канаде и США проводятся научные исследования выявляющие связь табакокурения и некоторый тяжелых заболеваний, что вызывало активные протесты представителей табачной индустрии. Их ответом на этот шаг было размещение на рекламных местах в СМИ объявлений об итогах собственных исследований, уверявших в неправдивости государственных исследований, ссылаясь на недостаточности выборки, в заангажированности исследователей группами борцов за здоровье и т. п. Так могло продолжаться бесконечно долго, но в 1964 году Главный хирург США собрал 11 медицинских светил мировой величины, с целью обобщить все результаты исследований связи курения с различными заболеваниями. Для того чтобы сделать невозможными манипуляции и обвинения в необъективности со стороны производителей табака, позволили заменить любого из участников, но это не помогло, вывод медиков был однозначен – курение является решающим фактором в развитии многих заболеваний. Этот доклад существенно повлиял на уровень курения в США и Канаде, табачная индустрия стала нести убытки, но выход был найден довольно быстро. Сигареты с фильтром – содержат меньше смол!
В связи с этим реклама начала убеждать потребителя, что сигареты с фильтром почти полностью безопасны. В Канаде был опубликован исследовательский отчет центра Ротманс, в котором сообщалось об изобретении фильтра, который может обезвредить 100% смол.
В 70-х годах ХХ века именно ради сохранения здоровья потребителей в мире стали распространяться легкие сигареты, чем дальше, тем все более легкие. “Этот рекламный ход был рассчитан на курильщиков, не очень ограниченных в средствах и проявляющих заботу о своем здоровье. Само название марки сигарет замечательно служит здесь рекламным целям. К этому времени в Норвегии была запрещена табачная реклама, а в Швеции – разрешена, тем не менее, в обеих странах легкие сигареты завоевали рынок одинаковыми темпами. Сейчас директивой ЕС запрещено использование название типа «лёгкие» и «мягкие» для сигарет – как дезинформирующие потребителя о будто бы меньшем вреде продукта.
Активность групп матерей, врачей, других активистов защиты здоровья населения существенным образом повлияла на вид рекламы в 80 – 90 годах как в Западной Европе, так и в США. Отныне все меньше текста появляется на рекламных объявлениях, они становятся экзотическими, используют яркие картинки. Ведь каждый текст можно обжаловать как лживый. Кроме этого, теперь нужно привлекать женщин, подростков, эмигрантов. Эти целевые группы, как известно, не слишком любят читать”. (Довбах А. Страна табачных образов / http://www.btl.ru/a/press.php?id=194).

Используются технологии uCoz