Пилотажное исследование

Наиболее распространенными в прикладной социологии являются анкетные опросы, так как они являются одним из наиболее оперативных способов сбора первичной социологической информации. Выборка в этом случае составляет 115 человек, из них 75 женщин и 40 мужчин.
Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Этим методом собирается информация о наличие рекламы в печатных средствах массовой информации – (Журналах: «Власть», «Деньги», «Эксперт», «Финанс», «Компьютерра», «Лиза», «Отдохни», «Cosmopolitan», «Fit For Fun», «SHAPE» и др.), для выяснения частоты печатания рекламы табачной продукции в разные годы, какую табачную продукцию рекламируют больше, и стоимость рекламируемой продукции и на кого рассчитана данная реклама. Выборочная совокупность составила 193 журнала.
На вопрос «Курите ли Вы?» ответили все участники анкетного опроса, и деление на курящих и не курящих составило примерно одинаковое соотношение, «Нет» ответило 50.4 % (58 человек), а «Да» сказали 49.6 % (57 человек). Процентное соотношение курящих мужчин и женщин к некурящим составило: курящих, из 57 человек – 32 женщины (43 %) и 25 мужчин (63 %); а некурящих, из 58 человек – 43 женщины (57 %) и 15 мужчин (38 %).
Становится очевидным, что количество рекламы табачной продукции в печатных СМИ возрастает с каждым годом, также возрастает частота появления в одном издании рекламы. Например, в журналах Cosmopolitan реклама табачной продукции появляется до 6 раз в одном издании. Парадоксально, но факт, что журналы, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни, тоже начинают печатать рекламу сигарет, например, журнал Fit For Fun за Январь 2002 года опубликовал рекламу сигарет Sobranie.
На вопрос «Почему Вы начали курить?» из 52 человек 25 % ответило, что начали курить по причине любопытства, под влияние других людей начали курить – 11.5 % опрошенных, желание повзрослеть привело к курению 13.5 % людей, желание приобщиться к какой-то группе людей и желание самоутвердиться привели к курению по 11.5 % опрошенных. Курение из-за желания сгладить барьеры общения с лицом противоположного пола, заставили взять сигарету – 7.7 % опрошенных. А начать курение из-за моды стали 19.2 %.
Если большинство мужчин (более 27% опрошенных) начали курить в возрасте с 16 до 20 лет, то большинство женщин (примерно 25% опрошенных) взялись за сигарету в возрасте после 20 лет.
Что касается причин начала курения, то большинство мужчин как, в общем, и значительная часть женщин закурили по причине любопытства, но большинство женщин закурили из-за моды.
Большинство опрошенных отрицательно относятся к рекламе табачной продукции и независимо от того, курит или не курит человек, большинство положительно относятся к вопросу о запрете курения в общественных местах.

Предположение о различии в цели курения мужчин и женщин, на основе эксперимента проведенном калифорнийскими учеными. Этими учеными было выяснено, что мужчины, по большей части курят, когда чем-то раздражены или рассержены. Женщины тянутся за сигаретой, когда чувствуют эмоциональный подъем или получают удовольствие. Правда, и те и другие используют курение в качестве средства для того, чтобы смягчить грусть или подавленное состояние. Согласно данным, полученным в ходе исследования, мужчины, в большинстве курят по привычке, а большинство женщин, для того чтобы снять эмоциональное напряжение. Несоответствие полученной информации с данными калифорнийского эксперимента, на мой взгляд, могут быть объяснены разностью культуры и социально-экономического положения стран.
«Как относятся к этой Вашей привычке члены Вашей семьи?» и «Можете ли Вы бросить курить?». После обработки данных можно проследить, что при отрицательном отношении к данной привычке членов семьи курильщика, 6 человек твердо могут бросить курить, 11 человек – могут, но с трудом, а 6 человек не могут. При лояльном отношении – могут бросить курить – 8 человек, с трудом могут бросить – 9 человек, а не могут – 5 человек.
«Испытываете ли Вы дискомфорт оттого, что кто-то из Ваших коллег или членов семьи курит. Если да, то, что именно?». Из этих данных видно, что людей испытывающих дискомфорт от курения в их присутствии раздражает, в первую очередь запах табачного дыма (33 человека), а не угроза своему здоровью (9 человек). 4 человека беспокоятся за здоровье курящего, а 46 человек вообще не испытывают никакого дискомфорта от курения в их присутствии.

«Сколько женщин из Ваших знакомых курит?», большинство опрашиваемых ответили, что среди их знакомых курящих женщин большинство – 47.8 %, меньшинство – 43.9 %, а ни одна – 7.9 %.
Такое явление как женское курение, стало распространяться в современном обществе благодаря изменению отношения самого общества к этому факту. Если человек уже не удивляется тому, что в популярном женском журнале больше рекламы сигарет, чем журнале, рассчитанном в основном на мужскую аудиторию, то это означает, что в его сознании произошли некоторые изменения. Закрепление стереотипа о курящей женщине как об удачливой и независимой женщине свойственно не только мужчинам, но и значительному числу женщин. Можно бы было предположить, что женщины начавшие курить в возрасте от 16 до 20 лет, сделали этот шаг из-за своей неопытности или под влиянием каких-то других факторов, но это исследование подтвердило, что большинство женщин начинает курить после 20 лет, и основным мотивационным фактором является мода.
Нельзя отрицать факт воздействия рекламы в печатных СМИ на выбор женщиной сигарет, большинство рекламируемых в них сигарет – «легкие», а исследование показывает предпочтение типов сигарет в зависимости от пола курильщика. Женщины, в большинстве выбирают «легкие» сигареты.
Но самое печальное, на мой взгляд, что большинство курящих людей осознает возможные последствия своей привычки.
Я считаю, что тотальный запрет на рекламу табачной продукции поможет снизить уровень курящих, как среди мужчин, так и среди женщин. Что, в свою очередь позволит снизить уровень заболеваний связанных с табакокурением.


Заполнить анкету

Написать мне

Используются технологии uCoz